Примерное время на чтение статьи: 9 минуты
11 августа 2019
Красота без правил
Наталья Ярославцева
На самом деле красота как непрочна, так и жизнеспособна. А больше всего капризна: «Можно видеть и не увидеть». Красота картин Лидии Чупряковой и очевидна, и скрыта от посторонних глаз.
Лидия Чупрякова Возвращение 60×30 хм 2018 г
Искусство ускользает меняя одежды, путая следы, подчиняясь только художнику, иногда – никому. 11 сентября 2002 года в 11 часов утра екатеринбургская художница Лидия Чупрякова вышла из дома. Она отправилась дорогой, изученной за 11 лет – в мастерскую. Проходя мимо консульства США отметила, что люди принесли цветы в память о прошлогоднем 11 сентября. «Я – человек не мистический». Мастерской практически не существовало. Ночью в здании случился пожар, и крошечная комнатка Чупряковой оказалась залита водой, засыпана пеплом и всем, чем полагается в таких случаях.
Лидия Чупрякова На счастье 120х90 хм 2017 г
«Я быстро отчаиваюсь». Друзья вывезли картины в надёжное место, спасли. «Протягивается рука и поднимает меня». Впрочем, художника волновало другое. «Мне нужна возможность работать, а не работы». Сейчас уже есть новая мастерская и можно благополучно забыть о драматических событиях. Вот только именно они стали началом самого грандиозного «переодевания»Лидии Чупряковой. Вполне естественное послестрессовое желание погорельца под шумок расстаться со старой жизнью в пользу новой у художника обернулось революционной переменой в искусстве.
Лидия Чупрякова Голландия 70×50 картон масло 1992 г
. «Я хочу отказаться от своих персонажей». Ничего себе! Столько лет вместе – общие поклонники, общий успех. Многое случилось, но раньше Лидия сделала бы глаза героев выразительнее, пальцы тоньше, жесты напряженнее.
Лидия Чупрякова Девочка в зимнем саду 60×50 хм 1997 г
«Я искала тайну в человеческих лицах». Не зря её недавняя персональная выставка называлась «Лицом к лицу». Помещая человека в декоративный интерьер, наряжая в стилизованные костюмы, Чупрякова предлагает своеобразное зеркало. Внимательный зритель, не затерявшийся во всём этом антураже, может увидеть отражение своего взгляда или, скажем, «примерить» взгляд
Лидия Чупрякова Девушка с чашей 70×50 хм 2008 г — 100 000 р
Именно так происходит общение. Именно поэтому одни и те же персонажи (или очень похожие) испытывают (или исполняют) разные состояния, созвучные состоянию автора. «Я зашифровываю свою эмоцию». И передаёт её – глаза в глаза. И вдруг: «Может, я начну с вида из окна».
Лидия Чупрякова Древо жизни 65×55 двп м 2013 г — 140 000
Женщина пережила катастрофу, художник переживает подъём. В женской природе – любую перемену нужно встретить свежим взглядом. Пожар? Отличный повод поменять гардероб. Теперь ей любопытнее заниматься не человеком, а его окружением. Не вписывать человека в среду, а присмотреться к среде: «Быт не врёт». Заглянуть «за человека», не погрузиться во взгляд, а широко окинуть взглядом, отразить не эмоцию, а целую жизнь.
Лидия Чупрякова Женский портрет Татьяна 50×40 хм 2010 г
Интересно посмотреть, как герои Чупряковой будут блистать своим отсутствием! Ничего не поделаешь, теперь зрителям самим придётся участвовать в заселении картин. «Я хочу быть понимаемой». Вмешательство взгляда в действие пейзажа или натюрморта – чем не соучастие. Можно отрепетировать роль какого-нибудь персонажа, опять же – примерить. Действительно, освоение зазеркалья может оказаться увлекательнее знакомства с его хозяевами.
Лидия Чупрякова Лето Портрет Сони Росси 59×48 хм 2004 г
Но это еще не всё. Главный участник карнавала, любимый стиль, великий модерн – представьте, тоже надоел. «В зубах навяз и без него некуда». Что будет? Будет по-видимому, обращение к другим любым стилям – к Возрождению, к русскому реализму… Что, кстати, как раз соответствует традиции модерна – брать отовсюду и обрамлять собой несравненным.
Лидия Чупрякова Лика 80×40 хм 2017 г
«Брать, использовать, любить то, что делается, и быть искренним, не придумывать». Трудно до конца поверить коварной Чупряковой. Да и не от одного художника зависит, насколько изменится живопись, — её герои, возможно, тоже предполагают только переодеться, возможно, неузнаваемо. Тем более, Лидия с удовольствием рассуждает о символике костюма, об историческом русском костюме.
Лидия Чупрякова Молчание 90×36 хм 2018 г
Когда-то Лидия Чупрякова любила красоту трагедии. Теперь она хочет радости и простоты – красота обязана менять наряды, ей это по статусу положено. «Нельзя без баловства в искусстве, нужно играть. Плохо кончают художники, которые слишком серьёзно к себе относятся».
Лидия Чупрякова Наташа 57×42 хм 1995 г
Психологический портрет Лидии Чупряковой.
Салават Фазлитдинов
Не помню, где это я вычитал, было это еще во времена эпохи Возрождения. Тогда художники жили и работали целыми цехами. И только главному мастеру доверяли писать портрет. Другие рисовали одежду, кто поопытней, рисовал руки, а лицо рисовал только самый главный художник, Мастер цеха.
Лидия Чупрякова Портрет 45×35 хм 2013 г
У него в комнате висел большой котел, куда заказчики бросали деньги. Всякий нуждающийся подмастерье имел право брать столько, сколько ему было надо.
Лидия Чупрякова Портрет греческого монаха 84×44 хм 2008 г
Меня удивила форма договора этого художника с заказчиками. Они были, надо понимать, сплошь короли да папы. Итак, цена оговаривалась сразу, на берегу. Портрет стоит сто гульденов. А если портрет понравится, то все тысячу гульденов. И, говорят, ни разу ни один заказчик не заплатил сто гульденов.
Лидия Чупрякова Прощальная улыбка 42×30 хм 2008 г
Я давно слежу за портретной работой художника Лидии Чупряковой. Как-то она призналась, что живёт как раз в те времена, о которых я рассказал выше. В самом раннем периоде начала Возрождения, так называемом периоде кватроченто. Портрет уже не иконописный, но еще и не светский. В России портреты такой же переходной фазы называли парсунами.
Каким образом Лидия Чупрякова сумела синтезировать нарочитую отстранённость и глубокий чувственный процесс, мне не понятно. Взгляд, смущаясь, снова и снова пытается проникнуть в суть переживаний портретируемого объекта. Ум читает книгу ненаписанных слов о жизни сейчас запечатлённого человека. Что-то сильно внутреннее, далеко запрятанное, откликается в ответ настроению портрета, исполненного художником Лидией Чупряковой.
https://dzen.ru/a/XVACMcDc8gCtIxIp?share_to=link
Именно так происходит общение. Именно поэтому одни и те же персонажи (или очень похожие) испытывают (или исполняют) разные состояния, созвучные состоянию автора. «Я зашифровываю свою эмоцию». И передаёт её – глаза в глаза. И вдруг: «Может, я начну с вида из окна».
Слова автора картины «Древо жизни» Лидии Чупряковой:
«Ангелы вокруг древа жизни кружатся, символизируя вечную жизнь. Образ беременной жизни, ожидающей рождения новой жизни, глядящей на хоровод ангелов, также даёт надежду на вечную жизнь».
Мы, люди и персонажи картин, всегда находимся на грани жизни и смерти. Другой персонаж картины, образ мужчины, смотрящий на нас, уже узнал смерть. И его лицо изображает страдание и мучительное ожидание Божьего суда. И у него есть надежда на милосердие Божие.
Вот об этом картина.
Цените жизнь, относитесь к ней как к дару, но не привязывайтесь к земному миру. Наша жизнь вечная и бесконечная, но у Бога.
Примерно так.
Салават Фазлитдинов:
Само слово Природа как бы говорит путнику: будь осторожен, ты находишься сейчас при родах. Всё и везде сейчас родится и родит. Смотри по сторонам и под ноги, сейчас одним своим шагом вперёд ты, возможно, остановил множество жизней.… Но ничего страшного, это же природа, и она тут же всё возродит, и еще в большем количестве. Не случайно некоторые монахи всегда ходят с метелочкой, осторожно сметая в сторону муравьёв и паучков.
Во времена Возрождения на многих картинах можно увидеть беременных женщин. Говорят, что иногда специально подкладывали подушку, чтобы создать эффект беременной женщины. Почему? Объясняют это модой. В те времена постоянных междоусобных войн, всевозможных моровых заболеваний, когда люди вымирали городами и крепостями, когда для продолжения рода не оставалось наследников, очень была нужна надежда. Тогда это становилось психологической необходимостью, больше, чем мода.
И еще одна аллюзия. «Чёрный квадрат» Малевича. Лично я для себя решаю эту загадку так. Сегодня ты смотришь на Чёрный квадрат, недоумевая, да что же это такое? А завтра ты будешь сам смотреть из этого Черного квадрата, так же недоумевая, смотря на этот весь живой мир, , да что это же такое….?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Женщина пережила катастрофу, художник переживает подъём. В женской природе – любую перемену нужно встретить свежим взглядом. Пожар? Отличный повод поменять гардероб. Теперь ей любопытнее заниматься не человеком, а его окружением. Не вписывать человека в среду, а присмотреться к среде: «Быт не врёт». Заглянуть «за человека», не погрузиться во взгляд, а широко окинуть взглядом, отразить не эмоцию, а целую жизнь.
Слова автора картины «Древо жизни» Лидии Чупряковой:
«Ангелы вокруг древа жизни кружатся, символизируя вечную жизнь. Образ беременной жизни, ожидающей рождения новой жизни, глядящей на хоровод ангелов, также даёт надежду на вечную жизнь».
Мы, люди и персонажи картин, всегда находимся на грани жизни и смерти. Другой персонаж картины, образ мужчины, смотрящий на нас, уже узнал смерть. И его лицо изображает страдание и мучительное ожидание Божьего суда. И у него есть надежда на милосердие Божие.
Вот об этом картина.
Цените жизнь, относитесь к ней как к дару, но не привязывайтесь к земному миру. Наша жизнь вечная и бесконечная, но у Бога.
Примерно так.
Салават Фазлитдинов:
Само слово Природа как бы говорит путнику: будь осторожен, ты находишься сейчас при родах. Всё и везде сейчас родится и родит. Смотри по сторонам и под ноги, сейчас одним своим шагом вперёд ты, возможно, остановил множество жизней.… Но ничего страшного, это же природа, и она тут же всё возродит, и еще в большем количестве. Не случайно некоторые монахи всегда ходят с метелочкой, осторожно сметая в сторону муравьёв и паучков.
Во времена Возрождения на многих картинах можно увидеть беременных женщин. Говорят, что иногда специально подкладывали подушку, чтобы создать эффект беременной женщины. Почему? Объясняют это модой. В те времена постоянных междоусобных войн, всевозможных моровых заболеваний, когда люди вымирали городами и крепостями, когда для продолжения рода не оставалось наследников, очень была нужна надежда. Тогда это становилось психологической необходимостью, больше, чем мода.
И еще одна аллюзия. «Чёрный квадрат» Малевича. Лично я для себя решаю эту загадку так. Сегодня ты смотришь на Чёрный квадрат, недоумевая, да что же это такое? А завтра ты будешь сам смотреть из этого Черного квадрата, так же недоумевая, смотря на этот весь живой мир, , да что это же такое….?
Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт
Делитесь!
Интересно посмотреть, как герои Чупряковой будут блистать своим отсутствием! Ничего не поделаешь, теперь зрителям самим придётся участвовать в заселении картин. «Я хочу быть понимаемой». Вмешательство взгляда в действие пейзажа или натюрморта – чем не соучастие. Можно отрепетировать роль какого-нибудь персонажа, опять же – примерить. Действительно, освоение зазеркалья может оказаться увлекательнее знакомства с его хозяевами.
Но это еще не всё. Главный участник карнавала, любимый стиль, великий модерн – представьте, тоже надоел. «В зубах навяз и без него некуда». Что будет? Будет по-видимому, обращение к другим любым стилям – к Возрождению, к русскому реализму… Что, кстати, как раз соответствует традиции модерна – брать отовсюду и обрамлять собой несравненным.
«Брать, использовать, любить то, что делается, и быть искренним, не придумывать». Трудно до конца поверить коварной Чупряковой. Да и не от одного художника зависит, насколько изменится живопись, – её герои, возможно, тоже предполагают только переодеться, возможно, неузнаваемо. Тем более, Лидия с удовольствием рассуждает о символике костюма, об историческом русском костюме.
Когда-то Лидия Чупрякова любила красоту трагедии. Теперь она хочет радости и простоты – красота обязана менять наряды, ей это по статусу положено. «Нельзя без баловства в искусстве, нужно играть. Плохо кончают художники, которые слишком серьёзно к себе относятся».
Психологический портрет Лидии Чупряковой.
Салават Фазлитдинов
Не помню, где это я вычитал, было это еще во времена эпохи Возрождения. Тогда художники жили и работали целыми цехами. И только главному мастеру доверяли писать портрет. Другие рисовали одежду, кто поопытней, рисовал руки, а лицо рисовал только самый главный художник, Мастер цеха.
У него в комнате висел большой котел, куда заказчики бросали деньги. Всякий нуждающийся подмастерье имел право брать столько, сколько ему было надо.
Меня удивила форма договора этого художника с заказчиками. Они были, надо понимать, сплошь короли да папы. Итак, цена оговаривалась сразу, на берегу. Портрет стоит сто гульденов. А если портрет понравится, то все тысячу гульденов. И, говорят, ни разу ни один заказчик не заплатил сто гульденов.
Я давно слежу за портретной работой художника Лидии Чупряковой. Как-то она призналась, что живёт как раз в те времена, о которых я рассказал выше. В самом раннем периоде начала Возрождения, так называемом периоде кватроченто. Портрет уже не иконописный, но еще и не светский. В России портреты такой же переходной фазы называли парсунами.
Каким образом Лидия Чупрякова сумела синтезировать нарочитую отстранённость и глубокий чувственный процесс, мне не понятно. Взгляд, смущаясь, снова и снова пытается проникнуть в суть переживаний портретируемого объекта. Ум читает книгу ненаписанных слов о жизни сейчас запечатлённого человека. Что-то сильно внутреннее, далеко запрятанное, откликается в ответ настроению портрета, исполненного художником Лидией Чупряковой.
0 Комментариев