Примерное время на чтение статьи: 1 минута
2 09 2024
Малахин Евгений “Абстрактная композиция” желатиносеребряный отпечаток 1970 – е
Недавно я посетил выставку “Абстракционизм в фотоискусстве” в музее ИЗО. Среди множества работ моё внимание привлекла фотография Евгения Малахина “Абстрактная композиция”. На первый взгляд, она действительно выглядит абстрактной: сложные линии, пятна света и тени, не имеющие очевидной формы.
Но как часто бывает с искусством, чем дольше ты вглядываешься, тем больше открывается смыслов. Именно это подчеркнула Наталья Пономарева, куратор выставки, обратив моё внимание на эту работу.
Я вспомнил слова Валентина Самарина о “метафизических потоках”, которые появляются случайно, но несут глубокий смысл. И вот они, эти потоки, в “Абстрактной композиции” Малахина!
Сначала я услышал в ней “Всадников”. Потом вспомнил “Четырёх всадников Апокалипсиса” Дюрера – и пошёл поток ассоциаций.
Я увидел Долину смерти, пустынную и беспросветную, по которой бредёт душа. И в то же время, я увидел дорогу в рай, к свету, пустую, ослепительную, как то зимнее утро, когда я ехал на рыбалку сквозь миллиарды алмазов мороза на ветках придорожных деревьев…
И вот, эти “Всадники” перекрывают путь к свету, не пропуская «тёмных» дальше. В этой композиции отчётливо видно борьбу между жизнью и смертью,
и “голова Адама”, навечно оставшаяся в чистилище Долины смерти, как бы говорит: “В очередь, божьи дети, в очередь…”
Можно ли называть эту композицию абстрактной? Возможно, это и есть истинное искусство, которое не изображает мир, а раскрывает его глубинные смыслы, выводя на поверхность метафизические потоки, закрытые от непросвещённого глаза.
0 Комментариев