Примерное время на чтение статьи: 11 минуты
Валерий Гаврилов «Зелёный портрет» 88х69 хм 1972 г – 300 000 р
https://www.facebook.com/uralposter96/photos/?tab=album&album_id=1307908739394216
Я лично не был знаком с художником Валерием Гавриловым. Впервые его картины увидел на первой выставке неформальных художников в конце 80-х, в городе Свердловске на улице Сурикова 31.
Я тогда увлекался поэзией, а картинами интересовался из любопытства, поскольку в некоторых картинах видел готовые схемы для поэтических упражнений. И даже на некоторые картины попробовал накропать рифмованные строчки. Однако, потом дошло до меня, что это же не моё личное, а уже кем-то прочувствованное (хорошо, если не чистый плагиат), может быть, неоднократно уже обсосанное множеством мозгов. И перестал заниматься этим «запрещенным средством». И всё же остался интерес к изобразительным артефактам, встречающимся на моём жизненном пути. То, что поэт делает словом, буквами, звуками и паузами, то же самое, наверное, делает и художник красками, линиями, композициями и смыслами.
Не случайно многие поэты рисуют и, наоборот, многие художники пишут стихи. Я, например, нескольких художников узнал сначала как хороших поэтов нашего города.
А эти годы конца восьмидесятых в моей памяти остались как непрерывно бурлящий котёл творческой массы жителей города.
Я тогда только делал первые шаги в освоении этого веселого балагана. А, оказывается, уже много лет в среде художников шли поиски новых направлений, изучение через запрещенную прессу опыта зарубежной современной нам культуры.
Железный занавес только начинал приподниматься, и в этом рассеянном свете свежих знаний «забугорья» я вдруг увидел то, что в это же самое время накапливалось у нас, тут. Ну, конечно, тут лучше бы сказать, что не я, а мы все. Однако, уже в те времена я напрочь отказался употреблять слово «мы», потому как отвечаю за себя. Такое было время. Даже к словам я стал тогда относиться совсем по-другому. Началось исцеление от графомании.
Не буду рассказывать впечатление от тех неформальных выставок. Потом как-нибудь.
Итак, картина художника Валерия Гаврилова. Потому как атрибутика на оборотной стороне отсутствует, я назвал эту картину «Зелёный портрет». Если кто знает или слышал название от первоисточника, буду рад переименовать.
Я лично был знаком с вдовой художника, поэтом Зинаидой Гавриловой. Она часто начинала читать стихи в полупустом зале. Обычно к окончанию чтива в зале оставался я и еще пара человек. Наверное, это особенность моего характера, способность попадать под ритм говорения и, о чем бы ни шла речь, заслушиваться. У меня не повернётся язык назвать её графоманом, настолько искренно она верила в те слова, которые произносила. Это не было большой поэзией, это было чтением своих личных молитв, чем, впрочем, и занимаются в основном все поэты. Одну молитву чудную твердят наизусть…
И вот этот портрет в зелёном спектре, говорят, является портретом Зинаиды.
Не буду говорить тут, чью манеру письма напоминает творчество Валерия Гаврилова. Так же оставлю за скобками психологический анализ.
Друг Валерия Гаврилова, художник Валерий Павлов подтвердил, что это на самом деле портрет Зинаиды. Её портретов было много. Конкретно этот был исполнен в период сразу после того, как они поженились. Валерий Павлов в это время учился в Нижнем Тагиле, поэтому не присутствовал при формировании стилистических нюансов. Но такой приём, когда туловище заполняется аллегорическим пейзажем, символом стихии, сутью природы, нечеловеческой силой ,используется Гавриловым довольно часто.
Первое, что бросается в глаза, это то, что она смотрит одним глазом на меня, а вторым смотрит в небеса. Поэтам сложно жить среди земных людей.
Есть такая легенда, вычитал в Русском Летописном Своде, там юного Александра Македонского обучал мудрец, владеющий предсказанием на основе знаний астрологии. Слушал его Александр, слушал и однажды вечером, прогуливаясь около города, подвёл его к крутому обрыву. И попросил показать на небе какую-то звезду. Тот давай ему показывать пальцем в небо, а юный завоеватель мира возьми да столкни учителя в пропасть. Уже внизу на вопрос умирающего ведуна «за что?», он ответил так: “Вот всё-то ты знаешь, даже знаешь, где сейчас птичка должна покакать, а смерть свою не смог предвидеть. Так кто же ты после этого, а?”
Тут автор, наверное, хотел показать: будь поэтом, если хочешь, но иногда и на людей смотри, что они с тобой хотят сделать.
Из-за этого взгляда, куда бы я ни помещал портрет, он начинает сильно доминировать в общем пространстве. Да так, что все остальные картины словно перестают вообще быть. Больше одной недели я не смог ее выдержать в общем числе с другими картинами. Некоторые посетители чуть ли не падали в обморок.
Картина эта явно предназначена для конкретного собирателя андеграунда, ценителя нашего регионального сюрреализма. Я думаю, что по восприятию человека этой картины можно сделать предварительные выводы, насколько этот человеке «наш» или «не наш».
Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт.
Делитесь!
Гаврилов Валерий Фёдорович
(10.09 1948 – 1982)
Валерий Гаврилов родился 10 сентября 1948 года. Он был в детстве удален от бешеной, грохочущей городской жизни, вовлекающей в свой круговорот все живое и естественное. Единственным проводником культуры для него был отец, очень образованный человек. Федор Васильевич, несостоявшийся художник-соцреалист, видя рано проявившиеся наклонности Валерия к творчеству (ребенок начал писать стихи и рисовать в три года), всячески поощрял их, надеясь, что сын осуществит то, что тщетно пытался сделать отец в искусстве.
Валерий еще в раннем детстве обучился игре на фортепиано, баяне, трубе, ударных инструментах, работал в кукольном театре, занимался художественной фотографией, лепкой, выучил немецкий язык настолько, что легко читал «Фауста» в оригинале. Именно тогда он приобрел немыслимую даже для взрослого человека работоспособность, впоследствии так поражавшую знавших его людей.
Не достигнув совершеннолетия, Валерий уехал в Свердловск, чтобы получить художественное образование. Он поступил в училище, с которым связывал много надежд. Ни одной из них не суждено было осуществиться. Он так и не нашел ни единомышленников, ни поддержки. «Официальные» художники ограничились тем, что «пронаблюдали», по их собственному признанию, за творческим развитием Гаврилова. И больше ничего.
Предпринятые две поездки в Ленинград для поступления в Академию Художеств не были успешными. Его работы вызвали бурю восторга со стороны педагогов, которые опять же ограничились тем, что указали ему следующее: «Вам уже учиться нечему. Вам уже самому пора учить». Эти приятные слова достроили стену между Гавриловым и так называемым «официально признанным искусством», которую ему так и не удалось пробить. Он все-таки , остался в Ленинграде и поступил на курсы вольнослушателей при Академии, по окончании которых уж насовсем вернулся в Свердловск.
Гаврилов оставил огромное наследие. Примерно на двадцать лет его творческой деятельности приходится: около 350 живописных работ, около 1000 фотографических работ, около 150 скульптур из дерева, гипса, философский трактат, несколько сотен стихотворений и прозаических опытов, множество художественных фотографий и один киносценарий.
“В далеком 1987-м в художественном мире тогдашнего Свердловска-Екатеринбурга произошли события, 20-летие которых герои тех лет решили отметить в текущем году.
Первый из брендовых проектов 87-го назывался «Сурикова, 31». Это была выставка, состоявшаяся по адресу, давшему имя целому объединению художников. Началась перестройка-гласность, и группа художников, которым скучновато жилось в тотально цензурном СССР, задумали выставиться в новом горбачевском формате. Властей просили: что, мол, такого, народное творчество, художественная самодеятельность советских людей…, разрешите. С другой стороны, властям не ясно было, чего от неотцензуренных художников ждать. Организаторы первой безвыставкомной Валерий Дьяченко, Виктор Гончаров, Виктор Гардт деликатно намекали представителям органов власти на опасность эффекта московской «бульдозерной выставки». Пришлось разрешить.
Среди «самодеятельных дарований» оказались интересные и резкие авторы. Власти догадывались о своем незнании ситуации, но не настолько. Художники-неформалы Свердловска представляли собой уже своеобразный и энергичный мир. На Горького 22, к примеру, даже существовал своего рода «сквот». Там (совсем как европейские хиппи) художники заняли под свои мастерские аварийное здание, в нем они творили, жили и образовывали некое параллельное маленькое арт-государство.
Совцензура была тотальной, официальные выставки были малоинтересными проектами внутреннего пользования. Но художники рисовали для друзей, «выставлялись» в своих мастерских, на стенах своих почитателей. Так что на Сурикова зритель увидел в карнавале всего самого разного художников, которые впечатляли. Здесь они увидели Валерия Гаврилова и Валерия Павлова, странную графику художницепоэтессы Зины Гавриловой, живопись Виктора Махотина, пространственные работы Николая Федореева, здесь широкая публика впервые узнала о старике Букашкине и многих других.
После Сурикова 31, куда зритель выстраивался аж в очередь, была не менее интересная выставка на Сакко и Ванцетти, 23. И сразу же после неё открылась выставка на Ленина 11, ставшая известной также как «Станция вольных почт». Тут свобода царила почти полтора года, в центре проекта был легендарный Виктор Махотин, главный «витёк» новой художественной волны города, нового неформального художественного сообщества. “(с)
……………………………………………………..
0 Комментариев