Альфрид Шаймарданов “В ледяном плену” 160х110 хм 2019 г
10 000 долларов
Альфрид Муллахметович Шаймарданов родился в 1961 г. в деревне Сабабаш Сабинского района Татарстана. В его роду был известный далеко за пределами района плотник и золотых дел мастер Шагимардан Гараев, изделия которого до сих пор можно найти в домах сабабашцев (о нем даже писали в татарстанских журналах). Вырос же Альфрид в казахстанском городе Караганда, поскольку в 1962 году родители отправились на заработки в Казахстан, тогда это было массовым явлением, много татар разъехалось по всему СССР: кто на север, кто на юг, кто на Украину. Отец всю жизнь проработал в Караганде на угольной шахте, а мама – мастером на хлебозаводе.
Альфрид Шаймарданов Зимняя сказка 91х123 хм 2019 г – 7 000 долларов
Караганда как город появилась на карте в результате разработки угольных шахт и образования печально известного Карлага. Множество известных деятелей культуры и искусства (В. Эйферт, В. Стерлигов, В. Ермолаева, Л. Кропивницкий, Л. Гумилев и др.), заключенных и ссыльных, стали, по иронии судьбы, создателями культуры Караганды, благодаря им сформировалось профессиональное сообщество художников этого города.
Альфрид Шаймарданов “Мы Рай не покидали” 140х160 хм 2019 г – 9 000 долларов
Угольные шахты и Карлаг были тем котлом, в котором сосуществовали вместе десятки национальностей – казахи, немцы, чеченцы, корейцы, русские, украинцы, татары. Этот пестрый союз народов стал той питательной средой, в которой формировались взгляды будущего художника Шаймарданова, отсюда открытость его глобальному миру. А на летних каникулах он впитывал в себя культуру родной татарской деревни, где много времени было проведено с дедом Шагимарданом: вместе пасли коров и барашков, ходили по ягоды в лес, косили траву, а устав, лежали с дедом в траве и смотрели на бегущие облака, удивляясь необъятности и красоте Мироздания.
Альфрид Шаймарданов “Привычка жениться Свадьба Сальвадора Дали и Гала в Казани” 136х146 хм 2018 г -10 000 долларов
Одним из самых ярких воспоминаний детства будущего художника стал фильм о Нико Пиросмани, необычная судьба которого произвела на 5-летнего мальчика неизгладимое впечатление и во многом оказалась пророческой. Но поначалу ничего этой судьбы не предвещало: обычное детство в городе шахтеров и промышленных рабочих, в котором художественный музей появился только в 80-х гг., поэтому никаких других культурных впечатлений Шаймарданов не получал. Пожалуй, наибольший интерес вызывала в нем лишь биология как школьный предмет, изучавшая жизнь природы.
Альфрид Шаймарданов Уха из петуха 130х140 хм 2018 г – 8 000 долларов
После школы – работал на заводе отопительного оборудования фрезеровщиком, потом отслужил на Северном военно-морском флоте. После армии вернулся в Караганду, работал на комбинате «Стройпластмасс» формовщиком. Так бы, возможно, этот путь типичного пролетария будущим художником логически был бы пройден до конца, но вмешался трагический случай – левая рука попала под пресс. Из-за начавшейся газовой гангрены молодой человек мог лишиться руки, но, по счастливому стечению обстоятельств, врач оказался опытным и руку спас. Однако, нужно было заняться чем-то менее травматичным и более осмысленным. Караганда в этом смысле давала минимальный простор для возможностей проявить себя молодому человеку. Поскольку в школе будущий художник был почти отличником, то логичным было продолжить образование и, после некоторых метаний выбора пути, на просторах бывшего Советского Союза был выбран Ленинградский институт киноинженеров (ныне СПбГУКиТ). Однако, тут его подвела неопытность, и вместо творческой специальности пришлось получать прозаическую – инженера-механика.
Тем не менее, жизнь и учеба в тогдашнем Ленинграде, иная культурная среда сыграли, может быть, ключевую роль в его творческом становлении. Все годы учебы недавнего жителя казахстанского города Караганда были посвящены активному самообразованию, походам в музеи и библиотеки. Важную роль в судьбе сыграло знакомство в одном из музеев с искусствоведом Иваном Степановичем Соловьевым. Он практически наставил будущего художника на «путь истинный», поделившись своей герменевтической теорией, и найдя благодарного слушателя. И. Соловьев учил художников писать картины, наполняя их особым смыслом, который читается в образно-символическом ключе, когда любые элементы, знаки, детали играют свою символическую роль в картине, и тут не важен стиль, даже в реалистических картинах И. Е. Репина можно найти сколько угодно символов и образов, насыщающих его работы неоднозначным толкованием. Что уж говорить о современном изобразительном искусстве, таком сложном стилистически и содержательно. Молодой человек оказался самым прилежным учеником. Однако, вся эта теория до поры до времени не имела никакого значения, пока будущий художник не понимал своего предназначения. Пройдет несколько лет, будут пережиты несколько духовных кризисов и именно Иван Степанович посоветует мятущемуся молодому человеку то, что подозревал с самого начала: «Может быть, ты краски возьмешь, попробуешь что-нибудь рисовать?»
Интересно, что когда Альфрид в 1988 году, после окончания института, приехал в Казань, где его никто не ждал, то первым адресом, в который ему посоветовали обратиться, была всемирно известный фотограф Ляля Кузнецова. Именно она заметила, что молодой человек неплохо рисует, и посоветовала развивать эти способности. Но понадобиться несколько лет, в течение которых он еще поработал по специальности на Казанской студии кинохроники, получив творческий заряд от «киношников», в частности от кинорежиссера Марины Разбежкиной. А потом в 1993-м, поняв, что, в сущности, не «командный игрок», наконец-то, решил заняться индивидуальным творчеством – живописью. Практически, это был «прыжок в бездну». Отсутствие профессиональных рисовальных знаний поначалу смущало, поэтому он пойдет в изостудию казанского Дома культуры поучиться, правда, подход к обучению рисованию там его не убедил, но в решении стать художником он укрепился. Справедливости ради, надо сказать, что, конечно, навыки рисования были, сложнее было с живописной техникой и пониманием, нужно ли все это ему. Тогда-то было написано письмо Джетулио Альвиани, знаменитому итальянскому дизайнеру и художнику, представителю оп-арта и неоконструктивизма. А полученный от него одобряющий ответ все решил.
Азы художественного ремесла постигал сам, если была возможность, советовался с художниками. Всегда помнил советы Учителя. Зная теоретически о существовании наивной живописи художников-самоучек (как впрочем, и о других направлениях), тем не менее, начал как художник-абстракционист («Шар улетел» (1993), «Тоска зеленая» (1993), «Оверкиль» (1994). Работы сразу же попали на известную выставку «Авангард вчера, сегодня, завтра» в Государственном Музее изобразительных искусств Республики Татарстан (1993). Удача «улыбнулась» тут в лице казанского искусствоведа Веры Цой, которая заметила в первых работах начинающего художника необычный взгляд на мир.
Эти работы появлялись в очень сложный не только для страны, но и для художника период, когда ему негде было не то чтобы писать картины, а просто жить. В этот момент на помощь пришел Харис Абдрахманович Якупов, народный художник СССР. Он буквально приютил художника в стенах творческой мастерской Академии художеств России, а аспирантов предупредил, чтобы не учили «правильно» писать картины, поскольку парень видит по-своему…
Хотя стезя самодеятельного художника без специального образования предполагает любительские занятия этим делом в перерывах между основной работой, но начинающий неофит бросился в это как в омут с головой, поставив перед собой задачу – стать профессионалом. Стиль наивной живописи наиболее точно отражал желание художника выразить образно-символическую основу мира. Тогда и появились такие уже хрестоматийные работы как «Сальвадор Дали в Казани» (1995), «Майя Плисецкая в Африке» (1995), «Бриджит Бардо – друг животных» (1995) и другие. Эти картины представляют собой начало формирования особой манеры Альфрида Шаймарданова, в них сразу обозначилась особенность творчества художника, создающего собственную мифологию, которая очень специфична, ее создает человек, проросший корнями в городскую, «образованную» почву. А потому за наивностью форм в его картинах стоит лукавая философия жителя города, поглотившего массу окружающей информации. Художник воспринял ее с непосредственной детскостью во взгляде и иронией взрослого человека. Его работы складываются из «высоких форм и жанров», перешедших в наивное искусство, и образующих трогательный и самобытный мир. Считая своими учителями А. Руссо, Н. Пиросмани, Й. Генералича, он также своеобразно осваивает окружающую его жизнь и духовную культуру. Фантасмагория происходящего в картинах сродни постмодернистскому абсурду сегодняшней действительности и родственна клиповой эстетике современного искусства. Внутри одного произведения идет диалог стилей. Художник создает фантастические связи изображаемых объектов с окружающей их действительностью.
Художник на протяжении всей творческой жизни активно принимал участие в выставочных проектах. Он участвовал во Всемирной выставке наивного искусства «INSITA» в Братиславе в Словакии (1997), Международной биеннале карикатуры в Санта-Круз в Испании (2004), выставке наивного искусства в Риге в Латвии (2014), выставке наивного искусства в Кутна-Гора в Чехии (2016). Участник «Фестнаива» в 2004, 2013, 2017 гг. В 2013 г. состоялась его персональная выставка в Музее наивного искусства (Москва). В 2015 году прошла персональная выставка «Этническое пространство. Запад+Восток» в Московском Доме национальностей. В 2015-2017 гг. Музей наивного искусства представил три постерные выставки художника в Арт-Наив-Парке в Новогиреево и Измайлово. В 2016 году участвовал в выставке «Искусство и мода» в галерее «Дрезден» в Гостином дворе, а в 2016 и 2018 гг. в проекте РАХ и ТСХ России «Красные ворота. Против течения». В 2017 г. участник выставки «Наив… Но» в Московском музее современного искусства и Международного выставочного проекта «Великий шелковый путь: Янцзы/Волга/Дунай» (РАХ и ТСХ России) в Харбине (КНР), Саратове, Москве, Братиславе (Словакия). В 2018 г. прошла персональная выставка художника в Государственном музее изобразительных искусств РТ (Казань).
Событием стала персональная выставка на малой родине в Сабах в 2016 г., где земляки впервые увидели оригиналы картин художника, теплые, наполненные любовью и яркостью цвета, такие близкие каждому сабинцу.
Лауреат Премии Российской Академии художеств и Министерства культуры РТ им. Н. И. Фешина (2018).
Альфрид Шаймарданов – член Союза художников России и Татарстана. Его работы находятся в Музее русского лубка и наивного искусства (Москва), Музее органической культуры (Коломна), Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Государственном музее изобразительных искусств РТ (Казань), Национальном культурном центре «Казань», в частных коллекциях России и Европы. А. Шаймарданов считается «любимым художником» мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана, который приобрел его работы для своего обширного собрания уральского наива, переданного им в 2015 г. в Екатеринбургский музей изобразительных искусств (филиал музея был открыт в конце 2017 г.).
Имя Альфрида Шаймарданова вошло в справочник К. Г. Богемской «Наивные художники России. Лексикон коллекционера» (СПб: Алетейя, 2009), работы были опубликованы в каталоге «Naive Art: Volume 1». London: Sachet Mixte Themes (2015), в альбоме «Музей наивного искусства. Собрание Евгения Ройзмана» (Екатеринбург, 2015), в арт-энциклопедии «Красные ворота. Против течения» (М., 2016, 2018), в каталоге «Великий шелковый путь: Янцзы/Волга/Дунай» (ПОРАХ и ТСХР) (М., 2017).
По мнению известного кинорежиссёра Марины Разбежкиной: «Картины А. Шаймарданова – это даже не столько высокое искусство, сколько способность сказать нечто, что забыто огромным количеством людей, это редчайший дар, невероятно ценный тем, что помогает нам вспомнить забытое – своё историческое детство».
Ахметова Дина,
Зав. Галереей современного искусства
Государственного музея изобразительных искусств РТ (Казань)
0 Комментариев