Лидия Чупрякова. «Психологический портрет»

Красота без правил
Наталья Ярославцева
На самом деле красота как непрочна, так и жизнеспособна. А больше всего капризна: «Можно видеть и не увидеть». Красота картин Лидии Чупряковой и очевидна, и скрыта от посторонних глаз.

Лидия Чупрякова Возвращение 60×30 хм 2018 г

Картина расположена в галерее «Урал-Постер». Россия, г. Екатеринбург, ул. Пушкина – 10

Буквальное представление  ветхозаветной притчи о возвращении «блудного сына». «Мы – виноград у Господа в горсти…» (Евгений Ройзман)

Добрый пастырь зорко следит за своим стадом. Словом наставляет на правильный путь неразумных овец своих. И если кто заблудится, собьётся с пути праведного, попадёт в трудное положение, выбьется из последних сил, он найдёт того, возьмёт на руки и принесёт в дом.

И если, оклемавшись, ты снова отправишься в пучину страстей человеческих, он будет денно и нощно молиться за твое благополучное возвращение в родной дом. И ждать, когда твой колокольчик зазвенит, прося о помощи в спасении.

Салават Фа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Искусство ускользает меняя одежды, путая следы, подчиняясь только художнику, иногда – никому. 11 сентября 2002 года в 11 часов утра екатеринбургская художница Лидия Чупрякова вышла из дома. Она отправилась дорогой, изученной за 11 лет – в мастерскую. Проходя мимо консульства США отметила, что люди принесли цветы в память о прошлогоднем 11 сентября. «Я – человек не мистический». Мастерской практически не существовало. Ночью в здании случился пожар, и крошечная комнатка Чупряковой оказалась залита водой, засыпана пеплом и всем, чем полагается в таких случаях.

Лидия Чупрякова Возвращение 60×30 хм 2018 г

Есть
такой обычай: подвязывать ленточки на священных деревьях. Со словами
благодарности к природе и с верой в своё какое-то главное желание. Отправляясь
в путь, зная предстоящие трудности, человек брал с собой чистую ленточку, чтобы,
преодолев самый трудный участок дороги, найти священное дерево и передать свою
благодарность силам стихии. Ветер колышет ткань ленточки, и небо слушает
похвалу себе.

На картине Лидии Чупряковой птичка принесла девочке красную ленточку. На любовь. Любовь к маме, папе, природе. Любовь к своей родине и любовь к людям. Ей предстоит длинная и непростая дорога под названием Жизнь. И самое сильное ее желание – это жить с любовью. Потому что самое настоящее счастье для человека – это прожить свою жизнь с любовью и в любви. Поэтому так и называется эта картина, художника Лидии Чупряковой – «На счастье»

Салават Фа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Я быстро отчаиваюсь». Друзья вывезли картины в надёжное место, спасли. «Протягивается рука и поднимает меня». Впрочем, художника волновало другое. «Мне нужна возможность работать, а не работы». Сейчас уже есть новая мастерская и можно благополучно забыть о драматических событиях. Вот только именно они стали началом самого грандиозного «переодевания»Лидии Чупряковой. Вполне естественное послестрессовое желание погорельца под шумок расстаться со старой жизнью в пользу новой у художника обернулось революционной переменой в искусстве.

Лидия Чупрякова Голландия 70×50 картон масло 1992 г

Картина расположена в галерее «Урал-Постер»

Россия, г. Екатеринбург, ул. Пушкина – 10

Вот так художник Лидия Чупрякова представляет себе Голландию. На вопрос, кто эта женщина, определённого ответа не последовало. Изысканно одетая, в кружевном воротнике, в дорогих украшениях женщина. Перед ней куча древних книг. Читала ли она их или просто пыль смахивала, мы никогда не узнаем. Судя по глубине пытливого взгляда, мне представляется, что это какая-то учёная дама, вполне возможно, увлекающаяся астрономией. И живёт она где-нибудь в городе Лейдене.

Да, на самом деле, совсем не важно, кто она. Просто это собирательный образ, сложившийся в представлении художника Лидии Чупряковой. Такое признание автора в любви к Голландии. Любите ли Вы Голландию, как она?

Салават Фа

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

. «Я хочу отказаться от своих персонажей». Ничего себе! Столько лет вместе – общие поклонники, общий успех. Многое случилось, но раньше Лидия сделала бы глаза героев выразительнее, пальцы тоньше, жесты напряженнее.

Лидия Чупрякова Девочка в зимнем саду 60×50 хм 1997 г

«Я искала тайну в человеческих лицах». Не зря её недавняя персональная выставка называлась «Лицом к лицу». Помещая человека в декоративный интерьер, наряжая в стилизованные костюмы, Чупрякова предлагает своеобразное зеркало. Внимательный зритель, не затерявшийся во всём этом антураже, может увидеть отражение своего взгляда или, скажем, «примерить» взгляд

Лидия Чупрякова Девушка с чашей 70×50 хм 2008 г — 100 000 р

Посвящается поэме Адама Мицкевича «Свитязянка». Вольный пересказ: девушка влюбилась в юношу. Угощала его малиной. Он ей клялся в любви. Но его соблазнила ундина. Девушка с чашей его прокляла. И юноша утонул в озере, соблазнённый ундиной. Но на самом деле это повод написать чашу с малиной…

Вот так, без изысков и смакований ответил автор на мою просьбу рассказать, о чём эта картина.

На самом деле это ей пришло в голову сразу после моей просьбы рассказать, что она нам тут нарисовала.  У нее не было никакого ответа. Это она сразу так сказала, чтобы я отвязался от нее со своими надоедливыми вопросами. И я потратил несколько бесплодных дней в поиске ключа, открывающего загадку этого опуса.

Часто художников почему-то упрекают в чрезмерной литературизации своих произведений. Вот картина, вот портрет. И ничего здесь больше нет.

Есть литераторы, упрекающие современников в чрезмерном тяготении к повсеместной визуализации. Куда ни кинь взгляд, всюду изображения, изображения и еще раз картинки. Они так и говорят, что комиксы вытеснят серьёзную литературу, и мир поделится на тех, кто понимает только картинки и тех, кто понимает только htpp-кодировку протокола компьютерного языка.

Что тут? Девушка с огромными глазами в богато орнаментированном платье сидит возле окна. В серебряной чаше свежая лесная малина. Именно эти ягоды малины и хотела показать автор. В богатом убранстве изысканная девушка, в дорогой посуде простая ягода из леса. Такой контраст материалов, фактур, цветов, настроений.

Игра со временем. Из какого времени эта девушка? Сама Лида считает, что она живёт и творит в эпоху кватроченто, так называемую эпоху раннего Возрождения. И тут у нее спокойно уживаются эльфини и русалки, рыцари и Дамы Сердца. Мистическое и божественное, духовное и научное. Хрупкое и суровое. Эти контрасты не дают успокоиться сознанию на каком-то одном фокусе-локусе. Взгляд бегает по картине, как белка в колесе, и, погружаясь в  глубину глаз героини, никак не может где-то взять и остановиться. Наверное, это есть такой незаметный приём психологического портрета, когда хочется снова и снова вглядываться в лицо, в бессмысленной попытке понять, что же несёт этот насмешливый и в то же время вопросительный, нежный и слегка высокомерный взгляд больших ясных глаз.

И снова эта малина. Почему малина? Да потому, что красный цвет крови. Символ  женской нежности и любви. Эта ягода для тебя. Приходи и ешь!

Салават Фа

Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт.

Делитесь!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Именно так происходит общение. Именно поэтому одни и те же персонажи (или очень похожие) испытывают (или исполняют) разные состояния, созвучные  состоянию автора. «Я зашифровываю свою эмоцию». И передаёт её – глаза в глаза. И вдруг: «Может, я начну с вида из окна».

Лидия Чупрякова Древо жизни 65×55 двп м 2013 г — 140 000

Слова автора картины «Древо жизни» Лидии Чупряковой:

«Ангелы вокруг древа жизни кружатся, символизируя вечную жизнь. Образ беременной жизни, ожидающей рождения новой жизни, глядящей на хоровод ангелов, также даёт надежду на вечную жизнь».
Мы, люди и персонажи картин, всегда находимся на грани жизни и смерти. Другой персонаж картины, образ мужчины, смотрящий на нас, уже узнал смерть. И его лицо изображает страдание и мучительное ожидание Божьего суда. И у него есть надежда на милосердие Божие. 
Вот об этом картина. 
Цените жизнь, относитесь  к ней как к дару, но не привязывайтесь к земному миру. Наша жизнь вечная и бесконечная, но у Бога. 
Примерно так.

Салават Фазлитдинов:

Само слово Природа как бы говорит путнику: будь осторожен, ты находишься сейчас при родах. Всё и везде сейчас родится и родит. Смотри по сторонам и под ноги, сейчас одним своим шагом вперёд ты, возможно, остановил множество жизней.… Но ничего страшного, это же природа, и она тут же всё возродит, и еще в большем количестве. Не случайно некоторые монахи всегда ходят с метелочкой, осторожно сметая в сторону муравьёв и паучков.

Во времена Возрождения на многих картинах можно увидеть беременных женщин. Говорят, что иногда специально подкладывали подушку, чтобы создать эффект беременной женщины. Почему? Объясняют это модой. В те времена постоянных междоусобных войн, всевозможных моровых заболеваний, когда люди вымирали городами и крепостями, когда для продолжения рода не оставалось наследников,  очень была нужна надежда. Тогда это становилось психологической необходимостью, больше, чем мода.

И еще одна аллюзия. «Чёрный квадрат» Малевича. Лично я для себя решаю эту загадку так. Сегодня ты смотришь на Чёрный квадрат, недоумевая, да что же это такое? А завтра ты будешь сам смотреть из этого Черного квадрата, так же недоумевая, смотря на этот весь живой мир, , да что это же такое….?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Женщина пережила катастрофу, художник переживает подъём. В женской природе – любую перемену нужно встретить свежим взглядом. Пожар? Отличный повод поменять гардероб. Теперь ей любопытнее заниматься не человеком, а его окружением. Не вписывать человека в среду, а присмотреться к среде: «Быт не врёт». Заглянуть «за человека», не погрузиться во взгляд, а широко окинуть взглядом, отразить не эмоцию, а целую жизнь.

 Слова автора картины «Древо жизни» Лидии Чупряковой:

«Ангелы вокруг древа жизни кружатся, символизируя вечную жизнь. Образ беременной жизни, ожидающей рождения новой жизни, глядящей на хоровод ангелов, также даёт надежду на вечную жизнь».
Мы, люди и персонажи картин, всегда находимся на грани жизни и смерти. Другой персонаж картины, образ мужчины, смотрящий на нас, уже узнал смерть. И его лицо изображает страдание и мучительное ожидание Божьего суда. И у него есть надежда на милосердие Божие. 
Вот об этом картина. 
Цените жизнь, относитесь  к ней как к дару, но не привязывайтесь к земному миру. Наша жизнь вечная и бесконечная, но у Бога. 
Примерно так.

Салават Фазлитдинов:

Само слово Природа как бы говорит путнику: будь осторожен, ты находишься сейчас при родах. Всё и везде сейчас родится и родит. Смотри по сторонам и под ноги, сейчас одним своим шагом вперёд ты, возможно, остановил множество жизней.… Но ничего страшного, это же природа, и она тут же всё возродит, и еще в большем количестве. Не случайно некоторые монахи всегда ходят с метелочкой, осторожно сметая в сторону муравьёв и паучков.

Во времена Возрождения на многих картинах можно увидеть беременных женщин. Говорят, что иногда специально подкладывали подушку, чтобы создать эффект беременной женщины. Почему? Объясняют это модой. В те времена постоянных междоусобных войн, всевозможных моровых заболеваний, когда люди вымирали городами и крепостями, когда для продолжения рода не оставалось наследников,  очень была нужна надежда. Тогда это становилось психологической необходимостью, больше, чем мода.

И еще одна аллюзия. «Чёрный квадрат» Малевича. Лично я для себя решаю эту загадку так. Сегодня ты смотришь на Чёрный квадрат, недоумевая, да что же это такое? А завтра ты будешь сам смотреть из этого Черного квадрата, так же недоумевая, смотря на этот весь живой мир, , да что это же такое….?

Если понравилась статья, подписывайтесь на мой сайт

Делитесь!

Лидия Чупрякова Женский портрет Татьяна 50×40 хм 2010 г

Интересно посмотреть, как герои Чупряковой будут блистать своим отсутствием! Ничего не поделаешь, теперь зрителям самим придётся участвовать в заселении картин. «Я хочу быть понимаемой». Вмешательство взгляда в действие пейзажа или натюрморта – чем не соучастие. Можно отрепетировать роль какого-нибудь персонажа, опять же – примерить. Действительно, освоение зазеркалья может оказаться увлекательнее знакомства с его хозяевами.

Лидия Чупрякова Лето Портрет Сони Росси 59×48 хм 2004 г

Но это еще не всё. Главный участник карнавала, любимый стиль, великий модерн – представьте, тоже надоел. «В зубах навяз и без него некуда». Что будет? Будет по-видимому, обращение к другим любым стилям – к Возрождению, к русскому реализму… Что, кстати, как раз соответствует традиции модерна – брать отовсюду и обрамлять собой несравненным.

Лидия Чупрякова Лика 80×40 хм 2017 г

«Брать, использовать, любить то, что делается, и быть искренним, не придумывать». Трудно до конца поверить коварной Чупряковой. Да и не от одного художника зависит, насколько изменится живопись, —  её герои, возможно, тоже предполагают только переодеться, возможно, неузнаваемо. Тем более, Лидия с удовольствием рассуждает о символике костюма, об историческом русском костюме.

Лидия Чупрякова Молчание 90×36 хм 2018 г

Когда-то Лидия Чупрякова любила красоту трагедии. Теперь она хочет радости и простоты – красота обязана менять наряды, ей это по статусу положено. «Нельзя без баловства в искусстве, нужно играть. Плохо кончают художники, которые слишком серьёзно к себе относятся».

Лидия Чупрякова Наташа 57×42 хм 1995 г

Психологический портрет Лидии Чупряковой.

Салават Фазлитдинов

Не помню, где это я вычитал, было это еще во времена эпохи Возрождения. Тогда художники жили и работали целыми цехами. И только главному мастеру доверяли писать портрет. Другие рисовали одежду, кто поопытней, рисовал руки, а лицо рисовал только самый главный художник, Мастер цеха.

Лидия Чупрякова Портрет 45×35 хм 2013 г

У него в комнате висел большой котел, куда заказчики бросали деньги. Всякий нуждающийся подмастерье имел право брать столько, сколько ему было надо.

Лидия Чупрякова Портрет греческого монаха 84×44 хм 2008 г

Меня удивила форма договора этого художника с заказчиками. Они  были, надо понимать, сплошь короли да папы. Итак, цена оговаривалась сразу, на берегу. Портрет стоит сто гульденов. А если портрет понравится, то все тысячу гульденов. И, говорят, ни разу ни один заказчик не заплатил сто гульденов.

Лидия Чупрякова Прощальная улыбка 42×30 хм 2008 г

 Я давно слежу за портретной работой художника Лидии Чупряковой. Как-то она призналась, что живёт как раз в те времена, о которых я рассказал выше. В самом раннем периоде начала Возрождения, так называемом периоде кватроченто. Портрет уже не иконописный, но еще и не светский. В России портреты такой же переходной фазы называли парсунами.

Каким образом Лидия Чупрякова сумела синтезировать нарочитую отстранённость и глубокий чувственный процесс, мне не понятно. Взгляд, смущаясь, снова и снова пытается проникнуть в суть переживаний портретируемого объекта. Ум читает книгу ненаписанных слов о жизни сейчас запечатлённого человека. Что-то сильно внутреннее, далеко запрятанное, откликается в ответ настроению портрета, исполненного художником Лидией Чупряковой.

http://<iframe width="560" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/JWP_tmjndTU" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>

 

Обновлено: 24.08.2019 — 19:16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *