Художник Андрей Ржаков. По следу «Великого Полоза»

Ржаков Андрей Николаевич, родился в 1968 г. В Свердловске. Рисованием и живописью занимался с самого раннего возраста. После окончания средней школы (с золотой медалью) серьёзно обдумывал возможность учиться на художника, но все же выбор между «лирой и физикой» свершился в пользу радиотехнического факультета УПИ. В настоящее время директор ООО «Вектор Информационные системы», создатель кабельных систем крупнейших информационных сетей Уральского региона, таких, как сети ПАО «Сбербанк России», ОАО «Газпрпомнефть», СКБ «Контур», «Уралтрансгаз», «Сургутнефтегаз» и многих других. Однако с живописью не расставался. Будучи уже взрослым оттачивал приёмы мастерства, работая на пленэрах вместе с профессиональными художниками, такими ка Алексей Ефремов, Рустем Хузин, Бато Дугаржапов. Достиг высокого профессионального уровня и продолжает совершенствоваться.

Автор множество персональных выставок. Картины художника находятся в Свердловском областном краеведческом музее и Нижнетагильском музее изобразительных искусств, в частных коллекциях. В 2018 году увидела свет книга «Андрей Ржаков. Живопись», в которой собрано более ста лучших живописных работ художника

Андрей Ржаков Апрель на Винокуренном камне хм 2018 г

«Чем дольше я живу, тем сильнее люблю свою родную землю – Урал, и тем более глубоким, загадочным, неисчерпаемым он для меня становится. Картины, которые отражают эту землю и воплощают мою любовь к ней, кажутся порой осколками какой-то большой мозаики, и ни конца, ни начала, ни пределов нет у неё…

Андрей Ржаков Бардымский хребет центральная часть триптиха Край золота и монолита хм 2016 г

Работы на натуре, на пленэре тем характерны, что создание каждой картины помнишь до мелочей – как писал, в каком настроении, трудно или легко удалась, какая погода была, о чём думал, что происходило вокруг.

Андрей Ржаков Прощальная краса правая часть триптиха Край золота и монолита хм 2016 г

Эти часы проживаешь особенно интенсивно, с напряжением всех душевных и духовных сил, ради единственной цели – суметь передать красоту сущего перед глазами, и те чувства которые она в тебе вызывает.

Андрей Ржаков Долгожданное солнце хм 2019 г

И каждая работа подобна маленькому окошку в мир. Со своими переливами цвета, искрами света, праздничной, или наоборот суровой, сдержанной красотой, своими гранями древнего, но бесконечно живого мира. Как маленький самоцвет из Малахитовой шкатулки.

Андрей Ржаков Под июньским солнцем хм 2010 г

Золото и малахит, безусловно, символизируют не только ископаемые богатства Среднего Урала, но и его пейзаж, его натурное воплощение. Всевозможные оттенки малахита от изумрудного и тёмно-зелёного до сине-зелёного и зелёно-голубого абсолютно созвучны гамме летнего леса и гор Среднего Урала.

Андрей Ржаков Летнее утро в Кыну хм 2010 г

А золотые солнечные блики в листве, в перекатах рек, не говоря о золоте всевозможных проб и оттенков Уральских гор осенью – так и просят воспеть эту красоту в слове писателя-сказителя, или на холсте художника.

Андрей Ржаков Деревня в Алешино хм 2013 г

Поэтому, работая на уральском пленэре, невозможно не чувствовать взаимопроникновение литературных и живописных образов, их созвучие.

Андрей Ржаков Расцветающая осень хм 2019 г

Серия пейзажей «В краю уральских сказов» была написана весной 2011 года на вершине Азов-горы, той самой медной горы из сказов Бажова, чья хозяйка хранит ключи от несметных горных богатств
края.

Андрей Ржаков За окошком август хм 2016 г

. «По следу Великого Полоза – триптих, посвящённый золотому прошлому Урала, был создан летом 2016 года.

Андрей Ржаков Дорожка в осень левая часть триптиха Край золота и монолита хм 2016 г

До сих пор видны меж старых сосновых стволов и ярких молодых рябинок следы приисков, которые открыты были более двухсот лет назад – остатки шурфов, отвалы породы, больших карьеров, выкопанных когда-то вручную среди глухой тайги.

Андрей Ржаков Ручей из моего детства хм 2016 г

. За сто лет до Джека Лондона отшумела не менее яркая золотая лихорадка, и богатейшие на планете в то время золотые прииски были здесь, под Екатеринбургом.

Андрей Ржаков Ласковый нежный апрель хм 2015 г

Фантастические страсти, примеры небывалого обогащения и беспросветная окончательная нищете большинства, пустившихся в погоню за старательским счастьем.

Андрей Ржаков В хороводе берёз хм 2014 г

Об этих временах потом Мамин-Сибиряк написал романы «Золото» и «Дикое счастье», а Бажов свои сказы о  Великом полозе: «Всё золотого в его власти.

Андрей Ржаков Купавки и лимон хм 2018 г

. Где он пройдёт – туда оно и подбежит.

Андрей Ржаков Ветреная весна хм 2018 г

А ходить он может и по земле, и под землёй, как ему надо, и места может окружить сколько хочет.

Андрей Ржаков Пробуждение весны хм 2019 г

Оттого вот и бывает – найдут, например, люди хорошую жилку, и случится у них какой обман, либо драка, а то и смертоубийство, и жилка потеряется…

Андрей Ржаков Цветёт черемуха хм 2019 г

Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял».

Андрей Ржаков Золотая осень в Невьянске хм 2018 г

Андрей Ржаков Серебро зимы хм 2019 г

Так родилось несколько работ, похожих по стилю и смыслу, и охотник-вогул превратился в старателя, заняв центральное место триптиха «По следу Великого полоза».

Андрей Ржаков Свет миру хм 2015 г

Ведь и сам Уральский хребет похож на такой след, длиной от казахских степей до Ледовитого океана – Великий был полоз!

Андрей Ржаков хм

А через месяц после этих работ удивительной красоты осень случилась: практически до конца октября золотой убор леса радовал глаз.

Андрей Ржаков Зимний день хм 2018 г

И обыкновенные осенние пейзажи окрестностей Нижних Серёг сами собой сложились в триптих «Край золота и малахита».

Андрей Ржаков Бабиновский золотой прииск начала 19 века Верхнемакарово левая чаcть триптиха По следу Великого Полоза хм 2016 г

Видимо, образ золотого Урала из предыдущего цикла работ еще жил внутри меня.

Андрей Ржаков Утро на каменной гряде Из серии в краю уральских сказов хм 2011 г

Здесь малахит и золото где-то внизу, внутри гор, и невидимое глазу открывается богатством всевозможных оттенков желтого, оранжевого, зелёного на этих полных вечной тайны склонах Бардымского хребта.

Андрей Ржаков Бабиновский золотой прииск Рябинки на старых ширфах начала 19 века Верхнемакарово правая чаcть триптиха По следу Великого Полоза хм 2016 г

И хмурое, порой почти чёрное небо не в состоянии погасить этой красоты, оно лишь молча напоминает о вечности, проходящей здесь и сейчас, и с лёгким шорохом роняющей в сухую траву опадающие золотые листья.

Андрей Ржаков Старатель Бабиновский золотой прииск начала 19 века Верхнемакарово центральная часть триптиха По следу Великого Полоза хм 2016 г

На выставке представлено около трёх десятков холстов выполненных с 2010 по 2019 год.
Андрей Ржаков, художник

Обновлено: 15.09.2019 — 07:34

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *